Как воспитать счастливого ребенка: мнение психолога

Как воспитать счастливого ребенка: мнение психолога

 

Созависимыми отношениями, страхом одиночества, тревожностью и недоверием к окружающим, миру и прочими проблемами могут обернуться неудовлетворенные базовые потребности детского возраста.

Всего их шесть. Если взрослый внимательно обращается с малышом, это способствует формированию позитивных установок, которые спустя годы помогут ребенку ощущать себя счастливым. Если же нужды малыша игнорируются или родители откликаются на них чрезмерной заботой, то его представления о мире, других людях и себе будет искажено. Это негативно отразится на дальнейшей жизни.

Британским детским психоаналитиком и педиатром Дональдом Винникоттом в 1965 году было придумано понятие «достаточно хорошей матери». Он так именовал маму, не стремящуюся стать идеальной. Она старается закрыть базовые детские потребности и не ругает себя за ошибки.

Рассуждая об этом, Винникотт был убежден в том, что незначительные промахи родителей, конечно, могут огорчить малыша, но необходимы для его развития, поскольку помогают сформировать представление о любящей матери/отце. Также он считал, что такое «достаточно хорошее детство» помогает вырасти счастливым и психически здоровым. Главное – внимательно относиться к базовым потребностям. В статье рассмотрим их подробнее.

 

 

Как воспитать счастливого ребенка: мнение психолога

 

 

Потребность в самовыражении

Важно создать такие возможности, чтобы малыш мог проявляться. В его жизни должно присутствовать место и для грусти, и для радости, для активных игр, отдыха, а еще обязанностей, увлечений и учебы. Ему необходимо показать, что нормально испытывать любые чувства и жить не только для других, но и для себя.

При следующих неблагоприятных условиях эти базовые потребности ребенка оказываются неудовлетворенными:

  • родители требуют усердной учебы с хорошими отметками, но ограничивают время отдыха, игр;
  • наказывают за любое неподчинение;
  • вынуждают делать через «не хочу», жертвовать своими желаниями;
  • на личном примере показывают несоблюдение баланса работы и отдыха;
  • подавляют проявление эмоций фразами типа: «Мальчики не плачут/перехочешь/хорошие дети так себя не ведут».

Какими могут быть последствия: неумение выражать эмоции, боязнь быть собой, плохой контакт со своими желаниями, склонность к самопожертвованию, трудоголизм.

 

Потребность в адекватных границах

Малышу нужно понимать наличие желаний не только у него, но и у окружающих, включая папу и маму. Его важно научить уважать других людей, уметь договариваться, искать компромиссы. С тем, как воспитать счастливого ребенка, развить его самодисциплину и самоконтроль поможет список конкретных обязанностей и продуманный дневной распорядок.

Неблагоприятными условиями будет желание родителей воспитывать своего ребенка «семейным кумиром», жертвование своими желаниями и потакание капризам.

Чаще всего последствия бывают следующими: человек вырастет со склонностью к необдуманным действиям, контролирующим и чрезмерно требовательным к другим, не умеющим уважать желания, личные границы и мнение остальных.

 

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ: КАК ИХ УСТАНАВЛИВАТЬ И ОТСТАИВАТЬ

 

Потребность в безопасности

Ребенок нуждается в физически, а также эмоционально доступном, предсказуемом и стабильном родителе, упорядоченной и спокойной жизни в семье.

Неблагоприятные условия для этого могут проявляться в:

  • чрезмерной занятости папы и мамы;
  • наличии у кого-то из семьи психических расстройств;
  • частой смене места жительства;
  • ссорах взрослых, которые слышит ребенок;
  • любое насилие в семье;
  • алкоголизация и прочие зависимости родственников.

Последствия такого воспитания обычно проявляются в тревожности, боязни одиночества, наличии травмы отвержения, проблемах с доверием к людям и миру. Часто таким людям необходима консультация психолога по телефону или видео.

 

Потребность в привязанности

В отношениях между взрослыми и малышом крайне важна привязанность – это особая связь, которая базируется на ощущении безопасности и полного доверия. Маленькому человеку необходимо теплое и близкое общение с людьми, которые о нем заботятся. Также он нуждается в уважении, понимании, внимании с их стороны, безусловном принятии и любви.

Неблагоприятными условиями для закрытия этой потребности ребенка является противоречивое, непредсказуемое поведение родителя, его холодность.

Впоследствии из такого малыша вырастает человек, чувствующий себя никому не нужным, страдающий от хронического одиночества, покинутости всеми. Он может иметь травму привязанности, придерживаться избегающего либо тревожного типа поведения (подробнее об этом можно прочитать в статье ниже).

 

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ

 

Потребность в признании

Она прямым образом влияет на ощущение самоценности ребенка. Ему необходимо слышать от взрослых похвалу, одобрение, приятные слова в адрес своего внешнего вида, поступков, а также быть уверенным, что с его интересами и мнением считаются, относятся уважительно.

Для удовлетворения данной потребности детского возраста существуют следующие неблагоприятные условия:

  • малыша обесценивают фразами типа: «Помогать мне – твоя обязанность»;
  • предъявляют к нему завышенные требования;
  • игнорируют его успехи, не замечают достижений;
  • подавляют его импульсы проявиться: «Твоего мнения не спрашивали, мал еще что-то решать»;
  • сравнивают с другими, критикуют.

Последствия подобного воспитания могут проявиться в формировании комплекса неполноценности. Люди, выросшие в такой атмосфере, часто сомневаются в своих умениях и способностях, чувствуют себя бесполезными, ущербными, страдают от перфекционизма.

 

Потребность в автономии

Ребенок нуждается в возможности проявлять свою самостоятельность. Для этого родители могут постепенно увеличивать зону ответственности малыша, принимая во внимания его возможности. К примеру, в двухлетнем возрасте его можно попросить подать какой-либо предмет. В трехлетнем он уже способен сам одеваться, а через год – пробовать застилать кровать.

Чтобы правильно удовлетворялись детские потребности, важно не стремиться сделать все за малыша при возникновении малейших трудностей, а учить его самостоятельности и помогать в умеренном объеме.

Неблагоприятным фактором станет гиперопека и подавление желаний ребенка. В будущем это может привести к инфантильности, нежеланию брать на себя ответственность, апатичности, нерешительности, а также формированию созависимости или страху близости.

 

 

Потребности, которые не были удовлетворены в детском возрасте, можно закрыть даже через много лет вместе со специалистом. Для этого нужен дипломированный психолог и желание работать над собой. Консультант поможет разобраться в том, чего не хватало тогда и сейчас, подсветит возможные варианты решения проблемы, окажет необходимую поддержку на пути восстановления.

| |